Корпус скрипки имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам – «талией». Такое строение удобно для игры (смычок входит в углубления, тем самым исполнитель не задевает края скрипки при игре на верхней и нижней струнах) и разумно с точки зрения акустики.
Верхняя и нижняя плоскости корпуса называются деками.
Верхняя дека изготавливается из тирольской ели и имеет два резонаторных отверстия в форме латинской буквы «f». Нижняя дека («спинка») состоит из двух кленовых половинок с зеркальным рисунком. Деки фрезеруются вручную с внутренней стороны, и одновременно каждая из них настраивается по высоте тона и между собой по музыкальному интервалу. Обе деки соединены друг с другом обечайками, которые имеют выпуклую форму, так называемые «своды», и сделаны из клена. От высоты обечаек во многом зависят сила звука и тембр инструмента.
Контур верхней и нижней дек обрамляют вставкой из нескольких тонких полосок (примерно 2-3 мм) из дерева твёрдых пород. Этот элемент называется «ус» (изначально в качестве вставки мастера Северной Европы использовали настоящий китовый ус – отсюда и название).
Внутри корпуса скрипки вставлен деревянный штифт (маленькая круглая ольховая палочка) – душка (от слова «душа»). Она связывает между собой обе деки и играет важную роль — передает колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс (многократное усиление звука). Положение душки играет огромную роль в звучании инструмента: стоит слегка передвинуть её – и звук изменится до неузнаваемости.
В середине верхней деки расположена подставка (изящная резная деталь из клена), через которую проходят струны. Подставка имеет вверху закругленную форму, для того, чтобы музыкант, играя на одной струне, не задевал остальные. Струны же закреплены на струнодержателе, «подгрифке», который выполняется из черного или красного дерева. В подгрифок часто устанавливают миниатюрные машинки для осуществления тонкой подстройки струн.
Гриф– самая действенная часть скрипки, так сказать «игровое поле» для левой руки скрипача. Гриф представляет собой длинную пластинку, выполненную из черного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закругленной и отшлифованной планке – шейке (то, за что держится скрипач во время игры). Верхняя его часть – нависает над корпусом.
Кленовая головка или «завиток» - то, чем заканчивается гриф. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой – например, резной львиной головкой, как это сделал скрипичный мастер Брешии Джованни Паоло Маджини (1580–1632). В головку с двух сторон крепятся колки, предназначенные для настройки инструмента. Колки делают обычно из черного дерева и часто украшают перламутровой или золотой инкрустацией.
Над грифом скрипки натянуты струны. Их всего четыре. И настроены они по квартам. Если смотреть со стороны играющего, то слева направо они расположены следующим образом:
Верхняя струна — металлическая, остальные три — жильные. При этом струна ре обвивается алюминиевой канителью, а соль — серебряной.
Смычок – то, чем играют по струнам скрипки. Это кленовая трость, на которой с помощью винта и колодки крепится волос. Волос берут из хвостов белых монгольских лошадей особой породы. Для лучшего контакта ворсинок конского волоса со струнами смычок натирают канифолью.