В современном музыкальном мире цифровое фортепиано все чаще заменяет привычный акустический инструмент. Цифровое пианино становится более популярным, так как оно менее требовательно к хозяину (его не нужно настраивать, и купить цифровое пианино гораздо проще, чем обычное). И, конечно, качество самого инструмента в этом случае будет безупречным, ведь цифровое фортепиано не преподнесет вам никаких сюрпризов, а в случае с обычным акустическим инструментом, стоит быть крайне осторожным, как при покупке, так и при его использовании.
Так чем же лучше цифровое пианино?
Для большинства самым важным фактором являются габариты инструмента – цифровые пианино и рояли занимают значительно меньше места, чем акустические. А портативные модели можно не только поставить на любую удобную поверхность, но и при необходимости убрать, как говорится, в шкаф или под кровать. Отсутствие необходимости периодической настройки инструмента и возможность занятий в любое удобное время в наушниках тоже играют ключевые роли. Нельзя не упомянуть о тенденции слияния цифровых пианино с синтезаторами. Сейчас фактически каждое цифровое пианино содержит как минимум 10 тембров (а порой несколько тысяч), благодаря которым вы можете воспроизводить звучание других инструментов – скрипок, органов, гитар и др., накладывая их друг на друга, разделяя клавиатуру (например, можно играть тембром гитары в партии левой руки и тембром флейты в правой) и т.д. Также во многих инструментах есть функция автоаккомпанемента и секвенсора (запись на одну или несколько дорожек). К тому же, технологии не стоят на месте, цифровые инструменты стремительно приближаются к акустическим по всем параметрам. И как ни странно, цена на цифровые пианино и рояли намного ниже, чем на хорошие акустические инструменты.
Чтобы наглядно показать разницу между акустическим и электронным фортепиано я приведу сравнительную таблицу, которая поможет Вам оценить для себя плюсы и минусы каждого варианта.
Из таблицы видно, что во многих существенных моментах (цена, мобильность, интерес) цифровое пианино оказывается предпочтительнее обычного.
Из огромного многообразия фирм, предлагающих цифровые фортепиано или, как их еще называют, электропианино, выделяются три: CASIO, YAMAHA и ROLAND.
Эти фирмы считаются лучшими, хотя сегодня существует множество фирм, которые составляют серьезную конкуренцию.
Основная задача цифрового пианино заключается в том, чтобы его звучание и ощущения игры на нем были максимально приближенными к звучанию и ощущениям игры, как на хорошем акустическом пианино. Поскольку цифровое пианино – электронный, а не акустический инструмент, то его цена в общем случае будет зависеть от электроники и технических решений, используемых в нем. Цифровое пианино – инструмент не на годы, а на десятилетия (в отличие от, скажем, компьютера, который можно обновлять каждые 2-3 года). Поэтому и подходить к этому вопросу следует осмысленно.
Так с чего же начать при выборе инструмента?
С цены? Не совсем так. Дело в том, что электронных музыкальных инструментов довольно много, и они перекрывают достаточно широкий ценовой диапазон. Поэтому для вас важнее разобраться в том, какие функции электронного инструмента будут вами более всего востребованы.
Первое и самое главное: качество звучания тембров. В связи с этим возникают чаще всего разные вопросы. Например, "Мы звонили в такой-то магазин и нам сказали, что такие-то инструменты самые лучшие, а потом позвонили в другой магазин и там тоже сказали, что инструменты, которыми они торгуют, самые замечательные - как быть?". По правде сказать, все инструменты хороши по-своему. К тому же одинаковые по сути своей технические решения у разных производителей просто по-разному называются. И потом, помните главную истину, которой нужно придерживаться при совершении покупок: товары, близкие по значению, с примерно одинаковой ценой окажутся примерно одного качества. Надеюсь, что не запутала вас окончательно. Что же касается выбора фирмы производителя, то, на мой взгляд, понятие соотношение цена-качество придумали менеджеры по продажам, а к покупке того или иного продукта у каждого покупателя своё личное отношение или причина. Так что выбор только за вами.
Технология получения звука фортепиано выглядит примерно следующим образом:
Используя один из лучших акустических роялей, записывается звук во всех регистрах с разной динамикой нажатия. После этого каждый файл тщательно обрабатывается. Это необходимо для получения чистого звучания – ведь, в верхнем регистре одной клавише акустического рояля соответствует 3 струны, а в среднем и басовом приходится по 2 и 1 струны соответственно на каждую клавишу. Этот процесс называется "сэмплированием".
В итоге, звук получается идеально чистым, более ровным, чем у инструмента, с которого записывался. Он становится идеальным по настройке, по динамике во всех регистрах, по плавности тембрального перехода от басовых к более высоким нотам (и наоборот).
Современное фортепиано ушло далеко вперед, по сравнению с его аналогами 10-20 летней давности. Конечно, хороший акустический рояль не перестает быть мечтой музыканта, ценителя, профессионала. Именно рояль, но не акустическое пианино. Для тех, у кого нет огромного зала для того, чтобы разместить рояль, а также тем, кому помимо звука нужны дополнительные возможности (тембры, метроном, функции записи и многое другое), или, по меньшей мере, бытовая практичность (возможность уменьшить звук, играть в наушниках, отсутствие необходимости в настройке), электронное пианино будет достойнейшим вариантом!
У каждого производителя свой собственный секрет воспроизведения звучания фортепиано. Но для нас с вами важен конечный результат - чистота и прозрачность настоящего фортепиано. Обычно длительность сэмпла (записанный и разложенный на клавиши звук рояля) составляет 1,8-2 секунды, остальное время этот отрезок незаметно повторяется постепенно затухая. Наименее заметен (и хорошо реализован) этот процесс у инструментов Roland, Yamaha и CASIO, что весьма хорошо, тогда как в других марках из-за недостаточной проработанности звук становится плоским, менее "окрашенным" и быстрее стремится к затуханию.
Имея многолетний опыт продажи и работы с цифровыми пианино, мы выявили некоторую градацию во всем многообразии звучаний электропианино, мы выявили примерно 3 группы:
- бюджетное звучание встречается в инструментах стоимостью до 80 000 руб., и обусловлено оно зачастую пластиковым корпусом, где либо технологически невозможно разместить качественную акустику (Casio CDP-130, Yamaha P-115), либо стремлением производителя вложить «максимум» функций в «минимум» цены (например Casio CDP-230, Yamaha DGX-660), либо просто "обязанностью" серьезных производителей иметь среди своей продукции "доступные" модели (Yamaha P-115, NP-серия), впрочем, последнее скорее "недопианино", т.к. имеет полувзвешенную 76-клавишную клавиатуру, которую в основном применяют в качестве MIDI-контроллера.
- средне-компромиссное звучание — это, пожалуй, самая обширная и популярная серия, т.к. здесь имеется огромный выбор в диапазоне от 80 000 до 150 000 руб. Эта категория (в различной степени своей финансовой доступности) отвечает по звучанию, как начальным требованиям музыкальной школы, так и музыкантам, которые "вспоминают" былые навыки или хотят продолжить самостоятельное обучение музыки. Такие инструменты, как правило, имеют деревянный корпус с крышкой для клавиш (Casio PX-760, PX-770, Yamaha Arius YDP-163, Casio AP-460, AP-260, AP-270, PX-860, Yamaha YDP-143, Yamaha CLP-525, Roland F-140R), либо без крышки, но в комплекте с накидкой от пыли (Yamaha P-45B, Casio PX-160, PX-360), массивную деревянную подставку в комплекте (Yamaha P-45B); также присутствует большой выбор цветов (темный палисандр, цвет Mahogany, черный орех, коричневый), в том числе белый (Yamaha CLP-635WH, Casio PX-860 WE). Порой такие инструменты приобретаются для классов музыкальных школ, где, за сравнительно небольшой бюджет можно приобрести достаточно качественные во многих отношениях инструменты (Casio AP-260, AP-270, Casio Celviano AP-450, Yamaha CLP-525, CLP-635, Roland FP-30, ROLAND RP401R).
- максимально приближенно-натуральное звучание в инструментах, где применены совокупно качественные динамики большего диаметра (Casio Celviano AP-650, Yamaha CLP-645 и 675, Roland HP-504), передовые технологии извлечения звука, например, SuperNatural Piano от Roland, или звуковой процессор с полифонией 256 от Yamaha (серия Clavinova CLP), максимально заточенные под "классический" звук модели от Casio (серия Celviano AP-650). В некоторых моделях применяется также эффект "межструнного резонанса" и открытой в разных положения крышки рояля (Roland HP-504 и LX-15, Casio AP-650, PX-860). В этих инструментах, как правило, устанавливается клавиатура с самым передовым механизмом, зачастую с деревянными клавишами (Roland HP-504, LX-15, Yamaha CLP-645).
Каждая марка (производитель) обладает своим особенным звучанием, например, Casio славится своим классическим звуком, Yamaha более универсальный бренд, на котором занимаются и классикой и играют джаз, фортепиано Roland имеют теплый и насыщенный звук преимущественно из-за качественных динамиков, отчетливо передающих звучание нижнего диапазона струн. За эти качества их предпочитают все больше и больше профессионалов.
Как правило, в цифровых пианино кроме звуков фортепиано также присутствуют и другие звучания - скрипок, органов, ударных и пр. (зависит от модели). Эти звуки генерируются также, как и в синтезаторах - многоволновым способом.
Вопрос второй, но не второстепенный по значимости - клавиатура. Как быть?
Чтобы прийти к молоточковому механизму потребовался не один десяток лет.
Итак, клавиатура бывает трех видов:
а) синтезаторного типа, то есть очень мягкая. Если вам приходилось играть на аккордеоне, то это ближайший аналог.
При нажатии, клавиша мгновенно возвращалась в исходное положение с помощью простой пружины. Сейчас такие клавиши используются в синтезаторах.
б) Далее, пришли к тому, что каждую клавишу стоит утяжелить – таким образом, были достигнуты более натуральные ощущения при игре. Но использование пружины по-прежнему не давало полную имитацию поведения клавиши в акустическом пианино.
Появилась полувзвешенная или полутяжёлая - кстати сказать, самая сложная клавиатура именно эта, так как даже в инструментах одного производителя, но в разных моделях, она может довольно сильно отличаться. Я уже не говорю о том, что разные фирмы понимают слово полутяжёлая каждая по-своему. Эта клавиатура является чем-то средним между рояльной и синтезаторной. Как правило, устанавливается в инструменты бюджетных серий, но, прошу заметить, не обязательно среднего качества.
в) И, наконец, появились специальные молоточковые механизмы, которые имитируют натуральную клавиатуру. Такие механизмы повторяют всю цепь удара - от клавиши до молоточка, который в нашем случае бьет не по струне, а по специальным датчикам - сенсорам. Таких сенсоров может быть от 1 до 3, что также косвенно влияет на нюансировку игры. Например, "полунажатие" клавиши тоже должно звучать также, как и сверхмедленное нажатие не должно воспроизводить звуков вообще. Такие нюансы в современных поколениях фортепиано учтены всеми серьезными производителями электропианино, поэтому на этот момент можно не обращать внимания.
Такая клавиатура еще имеет название - рояльного типа взешенная или тяжёлая.
Тут тоже не всё просто, но, в конце концов, сколько людей, столько и мнений. Прежде всего, раскрою главный секрет: почти все современные клавиатуры данного класса претендуют на звание молоточковой, однако только модели класса гранд люкс в ценовой категории свыше пяти тысяч долларов имеют на это право. В таких инструментах действительно имеет место максимально приближенная к рояльной механике, от клавиши до молоточка. До недавнего времени, все клавиатуры были равносбалансированные во всех октавах, теперь же ведущие фирмы подстраивают баланс клавиш в точном соответствии с реальными акустическими инструментами. Дело тут вот в чём: клавиатура акустического инструмента неоднородна по весу, это связано, прежде всего, с массой струны в регистре и степенью её натяжения. Поэтому, при игре на фортепиано левая часть клавиатуры отзывается на нажатие тяжелее, чем правая. Вот этот-то эффект и принят в основу градуированной или прогрессивной клавиатуры.
Итак, клавиатура у цифрового пианино имеет 88 полноразмерных клавиш, разных по весу - в верхней части регистров клавиши легкие, в нижней - тяжелые, что полностью соответствует акустическому аналогу. Громкость звучания ноты зависит от интенсивности (силы) нажатия на клавишу. Такая функция имеется у всех цифровых пианино, и называется она "Чувствительность клавиши к силе нажатия" (не путать с жесткостью клавиатуры). Чувствительность всей клавиатуры меняется электронным способом, т.е. определенно предустановками - чаще всего для этой функции выделены отдельные кнопки "Touch" (Hard-для экспрессивной игры, Medium-стандарт, Soft-для детишек с неокрепшими пальчиками и пр.). На практике же всегда используется стандартный Medium режим.
Кроме того, так как инструмент - электронный, существует "разбивка" (дискретизация) для каждой конкретной клавиши чувствительности к силе нажатия. На ранних стадиях развития электронных пианино, таких "ступеней" было 6-8, что означает, что у вас есть 6-8 вариантов силы (или интенсивности) нажатия на клавишу, что в свою очередь приведет к 6-8 уровням громкости клавиши (ноты). Теперь же, такой градиент в некоторых моделях Casio достигает 128 вариантов, что зачастую используется в маркетинговых целях, а не на практике. На самом деле этому важному нюансу производители уделяют первостепенное внимание, т.к. от этого зависит способность инструмента передать все краски произведения, его выразительность или экспрессию.
Клавиатура
В настоящее время существуют несколько запатентованных типов механики клавиатуры, принадлежащим основным производителям:
CASIO: Tri-Sensor – взвешенный молоточковый механизм II
С помощью трех сенсоров на каждой клавише новый механизм от CASIO определяет интенсивность нажатия, и благодаря этому воспроизводит характеристики механизма концертного рояля. Такое точное измерение позволяет добиться техники игры с высокой скоростью повторения удара (двойной репетиции), отвечающей самым высоким требованиям. Кроме того, диапазон разных участков клавиатуры соответствует акустическому эталону.
А также у Casio есть функция Hammer Response.
Особое ощущение от игры на пианино возникает также благодаря некоторому запаздыванию звучания струны относительно удара по клавише. Вес молоточка и путь, который он проделывает до касания со струной, находятся в прямой зависимости от силы удара по клавиатуре. Это механическое свойство акустического инструмента в деталях имитируется техникой Hammer Response («отдача молоточков») от Casio.
Более дорогие модели цифровых пианино Casio имеют еще и функцию Туше-контроллер. Она обеспечивает натуральность отзвука после снятия ноты. Звук легато или стаккато получается аутентичным в зависимости от быстроты отпускания клавиши.
ROLAND: PHA 4 (Progressive Hummer Action)
Название расшифровывается просто: Progressive Hammer Action 4.
Progressive означает лишь постепенное уменьшение веса молоточков от басов к верхам, как это и есть в настоящем рояле. Hammer обозначает наличие молоточков, которые, однако, бьют не по струне, в цифровом фортепиано отсутствующей, а по датчику. Ну, а 4 — это поколение молоточковой клавиатуры Roland.
Roland выпускает 3 модификации клавиатуры PHA-4
Разумеется, четвертое поколение молоточковой клавиатуры полностью сохраняет все предыдущие наработки. Даже младшая модель клавиатуры PHA-4 Standard содержит конструктивную надстройку Escapement, которая позволяет повторить нелинейной поведение клавиши в зависимости от силы нажатия. Особенно точно повторяются ощущения клавиатуры на пианиссимо (PP-pianissimo) при частом неполном ее нажатии.
Благодаря новой механической конструкции клавиатуры стук при сильной игре стал тише, что важно для ночных занятий в наушниках.
YAMAHA: GH3 (Graded Hummer Action) - лучшая на сегодняшний момент механика клавиши от Yamaha.
Цифра 3 означает 3 датчик, позволяющий извлекать звук при неполном нажатии клавиши, что позволяет весьма точно передавать нюансы произведения. Этот механизм применяется в сериях CLP и CVP. В наиболее дорогих моделях используются клавиши из цельного бруска дерева. О GH3 обычно отзываются как о качественной бесшумной клавиатуре. GHS - Graded Hammer Standart - первая разработка механизмов клавиатуры Yamaha, который в настоящее время применяется в серии Arius YDP и P-серии.
Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή— звук) — музыкальный склад (принцип построения музыкального произведения), характеризуемый многоголосием, то есть одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий.
Применительно к характеристикам современных фортепиано, показатель полифонии в описании определяет способность встроенного звукового процессора одновременно воспроизводить то или иное количество звуковых волн, в совокупности определяющих качество и натуральность звучания инструмента. В народе полифонией называется - количество одновременно звучащих голосов. В настоящее время производятся инструменты со звуковыми процессорами, поддерживающими 64, 128 и 256 "голосов" полифонии. Наиболее распространены пианино, имеющие 128 "голосов" полифонии, что вполне удовлетворяет требованиям музыкантов. Но если вы не профессионал, то с трудом отличите звук 64-голосный от 128-голосного, и уж тем более 128 от 256. Тем более что в "чистом" звучании одной клавиши не всегда используется весь потенциал процессора, который в других случаях необходим при интенсивной работе педалями, клавиатурой с применением различных эффектов.
Дополнительный функционал
В каждом современном фортепиано имеется стандартный набор функций, таких как:
Но существуют инструменты с гораздо более "продвинутым" функционалом, например, увеличено количество синтезаторных звуков (обычно 300-600), увеличено количество дорожек для записи инструментов, имеется большой экран для удобства работы. Яркими представителям таких инструментов являются: Yamaha CVP-701, 705, 709, Yamaha YDP-143 (бюджетный вариант CVP серии), Casio Privia PX-360, Casio Celviano AP-650 (то же самый функционал, что и у PX-360, но в деревянном корпусе с крышкой), Casio CDP-230, Roland RP-401R (то же что и RP-401, но с функцией автоаккомпанемента), Roland FP-50, FP-90 - студийно-сценические инструменты.
Наличие такого функционала напрямую определяет стоимость инструмента, однако это может быть весьма кстати, если ваш ребенок проявит интерес к композиции, или когда ему наскучит рутинное занятие классикой и он сможет переключиться на новые звучание, узнать новые музыкальные стили, тем самым, развивая свою любовь к музыке.
Инструменты чуть выше среднего уровня сложности оснащены различными запоминающими устройствами: оперативной памятью, флеш памятью и.т.д. Все эти устройства позволяют вам воспроизводить нотный материал, полученный из любых доступных источников и записывать свои композиции.
Встроенные акустические системы (динамики)
От качества, диаметра и мощности встроенных динамиков во многом зависит субъективное восприятие того или иного инструмента. Поэтому здесь необходимо учесть, что мощные и потому качественные динамики устанавливаются именно в массивных корпусных инструментах, тогда как в компактных пластиковых устанавливаются 6-12 Ваттные колонки. Но это обусловлено и применением инструмента. Если вы играете в комнате небольшой квартиры, то суммарной мощности в 10-20 Ватт (Casio PX-760, PX-770, Roland RP-301) вполне будет достаточно. Если же предстоит серьезное выступление, то для комнаты 150-200 метров необходим инструмент с мощностью 60-100 Ватт (Casio AP-650, Yamaha CLP-645). С другой стороны, если вы гастролируете или выступаете на сцене, то вы будете подключать инструмент к звукоусилительной системе; в этом случае вам важно больше качество звукового процессора, а не встроенных динамиков компактного инструмента.
Корпус
Существует 3 основных деления внешних вида цифровых пианино:
- компактные или сценические (переносные). Такие инструменты стандартно продаются без жесткой деревянной подставки, которая фиксирует стандартное расстояние от пола до клавиатуры. Это осознанно спроектировано для людей, которые часто переносят инструмент с места на место, возят на дачу, играют не регулярно, убирая его "за шкаф" или используют в гастролирующей концертной деятельности. Основное отличие от "корпусных" моделей - легкий пластиковый (но надежный) корпус, не всегда мощные динамики и только опционально предлагаемые подставка и консоль из 3-х педалей (1 педаль на проводе всегда входит в комплект).
Наиболее популярные модели этой категории: Casio CDP-130, Yamaha P-115. Зачастую "компактные" инструменты также включают в свой функционал гораздо большие возможности для сценического выступления и написания аранжировок, например, Roland FP-80 обладают возможностями автоаккомпанемента и большим набором весьма качественных звуков, а Casio PX-360 и CDP-230 имеют до 16 дорожек (ячеек) для параллельной записи/воспроизведения мелодий и большое количество звучаний различных инструментов.
Наш магазин предлагает специальные деревянные подставки для таких инструментов для установки стационарно, при необходимости их можно приобрести для полной комплектации.
- корпусные современного вида (modern), зачастую это все те же компактные инструменты, но уже помещенные в легкий деревянный корпус (ламинированное ДСП). Основное преимущество - возможность установить более качественные массивные динамики (звуковая система), что придает уже более реалистичный и теплый звук; также имеется закрывающая клавиатуру крышка и нижняя консоль с 3-мя педалями в комплекте.
- корпусные инструменты - именно так должно выглядеть современное и качественное цифровое пианино. Массивный корпус - залог наличия качественных больших динамиков, передающих (резонирующих) всю мощь и оттенки звучания фортепиано на надежно стоящий на полу каркас инструмента. Эта категория представлена наиболее широко, т.к. каждый производитель старается в наилучшем свете показать все свои передовые разработки и достижения именно в таком исполнении.
Обычно преподаватели рекомендуют именно такое исполнение, в котором наиболее полно можно выразить все нюансы композиции, как по звучанию, так и по ощущениям в руках.
Но совершенно не обязательно, что корпусное исполнение должно отразиться в большой стоимости инструмента. Например, существуют бюджетные модели в серии Yamaha Arius YDP-143, YDP-163, где имеется "джентельменский" набор функций (метроном, запись на 1-2 трека и 7-14 звуков). Вся серия Yamaha Arius YDP имеет клавиатуру Graded Hammer Standard - механизм, который устанавливался на первых сериях цифровых пианино Yamaha.
Производители современных фортепиано обычно делают больший рекламный акцент на своих сериях корпусных фортепиано: Yamaha Clavinova CLP, CVP, Roland HP серия (Home Piano), Casio Celviano AP серия.
Мы могли бы долго рассуждать на тему что лучше, натуральнее, удобнее и т.п., ведь моделей электронных пианино очень много, и с первого взгляда разбегаются глаза.
Сразу забудьте о стереотипах, ведь на дворе XXI век: фирма CASIO, производящая калькуляторы - производит клавишные музыкальные инструменты уже более 30 лет, а YAMAHA уже давно не "The Best" по продажам пианино.
Прежде всего, нужно понять, для каких целей будет использоваться цифровое пианино, а также для себя ответить на следующие вопросы (это поможет правильно выбрать инструмент и рационально сэкономит средства):
Например, фирма Casio заняла лидирующие позиции в сегменте недорогих цифровых пианино, которые пользуются большим спросом для обучения в ДМШ. Серия Celviano – для любителей классического дизайна, серия Privia – для тех, кто выбирает компактность и современный дизайн, и хочет при этом не потерять на звуке. Серия CDP– инструменты, простые по звуку, но вполне неплохие для своей цены. Эту серию предпочитают покупатели с ограниченным бюджетом, или те, кто не уверен в твердом намерении своего ребенка долго и упорно заниматься музыкой.
Фирма Yamaha производит весь спектр инструментов. Это компактная, серия Yamaha P - отличный выбор для переезжающих музыкантов или для комнаты, где пространство ограничено; бюджетная серия Yamaha Arius YDP - первая ступень для освоения молодыми музыкантами азов музыки, имеющая превосходное звучание от Yamaha и в то же время минимальный набор функций; Yamaha Clavinova - серия первых цифровых пианино, которые появились в РФ (теперь эта аббревиатура стала нарицательной) - большие корпусные электронные пианино с потрясающем звуком, отличной "молоточковой" механикой и стильным дизайном.
Лидерами по механике клавиатуры наряду с другим известным производителем считаются Roland. Эта компания разработала технологию Super Natural Piano (естественное фортепиано), которую применяют на все новые модели. Звук у Roland всегда будет на высоте, даже на самой простой модели RP-401. Итак, если нужна компактность, то серия F будет решением! Если нужно классическое пианино, то серия HP – отличный вариант, суперчувствительная клавиатура, множество красивейших тембров – играть на нем – удовольствие. Флагманскими инструментами у Роланда являются LX-15 – все лучшее, что есть в серии HP в сочетании с красивым дизайном. Для транспортировки удачным решением будут инструменты серии FP.
Если Вам нужно выбрать подходящий инструмент, звоните в наш интернет-магазин или приходите в наши салоны, где выставлены цифровые фортепиано на витрине, и Вы сможете поиграть на них, а мы беспристрастно поможем определиться с выбором инструмента.