Этнические духовые
Все чаще в современной музыке используются этнические духовые инструменты, которые придают мелодии особенный колорит.
А самыми распространенными духовыми этническими инструментами по праву считаются флейты. Эти древнейшие инструменты, без которых практически ни одна нация не может представить свою историю, имеют огромное количество подвидов, но если не вдаваться в нюансы, по своей конструкции они очень похожи - имеют цилиндрическую форму с узким каналом, через который проходит воздух.
По мнению историков музыки, древнейшей флейтой является дудочка. Во время игры ее необходимо держать прямо перед собой, так как отверстия у нее торцевые, отсюда и появилось общее название - продольные флейты.
Среди исконно русских продольных флейт можно выделить свирели - с мягким, мелодичным звучанием, сопели - с сипловатым звучанием и калюки - скорее даже ритмический инструмент, с помощью которого музыканты выделяют акценты ритма.
Еще один древнерусский инструмент - жалейка, по конструкции представляет собой деревянную трубочку с раструбом из рога. Тембр жалейки пронзительный, печальный и жалостливый.
Разновидностью продольной флейты является и ирландский национальный инструмент - тин-вистл, который чаще всего изготавливается из металла, за что и получил свое название (тин-вистл дословно переводится как "жестяной свисток"). Тин-вистл обладает красивым звуком и простым диатоническим звукорядом - научиться играть на нем довольно просто.
Все большую популярность в нашей стране набирает флейта индейцев Северной Америки - пимак. Музыка этого инструмента завораживает своей душевностью, мягкостью и красотой, а чтобы извлечь чистый и ровный звук, не требуется особых навыков, да и освоить инструмент совсем не сложно.
Флейты народов Южной Америки - кена и кеначо. У кены очень нежный, чуть хрипловатый тембр, напоминающий печальный человеческий голос. Не случайно ее называют "флейтой печали". Кеначо - это большая (басовая) кена. Типичный для этого инструмента строй ре - более низкий по сравнению со строем кены.
Окарина, следующий вид флейты, представляет собой некий закрытый объем со свистком, имеет от 4 до 13 игровых отверстий. Предшественницы этого удивительного инструмента появились еще в период до нашей эры и археологи находят их в самых разных странах - в Перу, в Китае, на африканском континенте. Однако такие инструменты не могли похвастаться богатым звуковым диапазоном. Современному виду и популярности в миреокарина обязана Джузеппе Донати, который вдохновившись популярными у детворы свистульками, создал инструмент с прекрасным строем и диапазоном чуть больше октавы. Сейчас форма этого инструмента может быть любой геометрической формы - круглой, прямоугольной, в виде филина или черепашки. Обычно окарина выполнена в керамике, но иногда ее изготавливают из пластика, древесины, стекла или металла.