Автор:
Александр Лучков - Музыкант, аранжировщик, композитор. Продюсер программы LearnMusic.
ЦИФРОВОЕ ПИАНИНО
Итак, дорогие друзья, продолжим наш рассказ о клавишных инструментах. Для этого перенесёмся из седой древности в наше беспокойное время и поговорим о цифровых пианино.
Почему именно о них, а не о синтезаторах, сэмплерах, рабочих станциях, оргáнах, наконец? На наш взгляд, именно цифровые пианино на сегодняшний день являются прямыми потомками фортепиано, так сказать, старшими наследниками этого прославленного трёхсотлетнего ветерана.
Цифровое пианино (иногда употребляют термин электропианино) в наши дни являет собой современный, высокотехнологичный и в высшей степени элегантный музыкальный инструмент. Он готов удовлетворить любые запросы самого что ни на есть привередливого любителя музыки, как начинающего, делающего первые шаги на музыкальном поприще молодого человека, так и матёрого профессионала.
С одной стороны, цифровое пианино вобрало в себя все основные достоинства своего предка:
С другой стороны, герой нашего рассказа предоставляет своему хозяину-музыканту возможности, которые и не снились традиционному фортепиано:
А теперь обо всем по порядку.
Долгое время цифровые аналоги фортепиано значительно уступали своему прототипу в естественности звучания. Почему это происходило?
Давайте представим себе концертный рояль. Когда мы нажимаем на клавишу, молоточек ударяет по струне, и струна начинает вибрировать, звучать. Вместе с этой струной начинают звучать и её соседи – они входят в так называемый резонанс, взаимно усиливая некоторые свои частоты и обертона, позволяя получить насыщенный, богатый тембр, к которому мы все привыкли.
То же самое можно сказать и о демпферном резонансе. Нажав педаль демпфера, мы слышим, как струны освободились от заглушек и начинают вибрировать сами собой. Итак, рояль ‒ это система, где изменение одного параметра сразу влияет на другой. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о рояле или фортепиано как о «живом» инструменте, и именно этого так не хватало музыкантам-пианистам: инструменты с обычной технологией сэмплирования были не такими «живыми», ведь при нажатии клавиши на первых моделях цифровых пианино мы слышали только засэмплированную ноту, без обогащающих обертоновых призвуков.
Можем вас обрадовать – новые технологии решили эту проблему. Инженеры-разработчики говорят о новинках так: «Наши инструменты цифровые по принципу, но акустические по характеру. Нашей основной задачей являлось создание инструмента, который имел бы чётко выверенную и созданную руками инженеров частичку несовершенства. Легкие, едва заметные огрехи, чуть слышимый шум молоточков – всё это наделяет инструмент душой, делает его настоящим».
Например, в инструментах YAMAHA Clavinova CVP или Modus применена технология RGE (Real Grand Expression), которая позволяет тонко воспроизводить резонансные обертона с глубиной, присущей исключительно акустическому фортепиано. Учтены тончайшие нюансы: резонансы струн, призвуки, создаваемые соседними струнами, глушение струн демпферами и другие эффекты.
Новые модели цифровых роялей – ROLAND RG-1F, RG-3F – благодаря передовой технологии Super NATURAL Piano, позволяют добиться нового уровня аутентичности и утончённости звучания, а функция Piano Designer предоставляет возможность изменять тончайшие оттенки звучания инструмента (уровень резонанса, шума молоточков и так далее).Также в новых моделях CASIO Privia (PX-850) и CASIO Celviano (AP-450, AP-650), взятие любой ноты позволяет услышать как струнный, так и демпферный резонанс, причём специальный процессор Multi-dimensional Morphing AIR просчитывает все изменения тембра в реальном времени. Это значит, что любые добавления нот по вертикали обогащают палитру звучания реальными призвуками соответствующих интервальных и аккордовых сочетаний. Подобные технологии «физического моделирования» звучания впервые применены в ценовом сегменте 38 000–55 000 р.
Откроем вам несколько секретов прекрасного звука современных цифровых пианино.
"КРЫЛО" РОЯЛЯ
Еще одна интересная функция, реализованная в новых инструментах, ‒ возможность изменять тембр рояля в зависимости от различного положения его крышки (так называемого «крыла»). Акустически эта функция отражает эффект поглощения высоких частот при закрытии крышки и постепенного их добавления по мере её открытия. При полном закрытии «крыла» звук становится мягким, матовым. Полностью же открытое положение крышки дает возможность насладиться ярким, полновесным звуком большого концертного рояля. Функция очень легко доступна через последовательное нажатие двух кнопок – эффект очень интересный, придающий исполнению естественность и насыщенность звучания.
Функцию предоставляют, например, инструменты YAMAHA Clavinova CVP 600-й серии, CASIO серии Celviano AP, ROLAND серии LX, HP, DP.
ТУШЕ И НЮАНСИРОВКА
Пианисты и музыканты-любители подтвердят, что акустическое фортепиано реагирует по-разному на разное звукоизвлечение. С новой функцией «туше-контроллер» это доступно и в новых цифровых фортепиано CASIO. При игре стаккато вы слышите быстро возвращающийся на струну молоточек с небольшим послезвучием струн, а играя легато, вы слышите плавный переход от ноты к ноте с постепенным затуханием обертонов. То есть теперь вся нюансировка полностью зависит от туше исполнителя, позволяя ему передавать тончайшие грани произведения. Раньше это было возможно только в очень дорогих инструментах.
Теперь эта функция доступна, например в CASIO Celviano AP-650R
КЛАВИАТУРА ИЗ НАТУРАЛЬНОГО ДЕРЕВА
В специальной клавиатуре Natural Wood используются белые клавиши из настоящего дерева, что позволяет максимально приблизить ощущение игры на цифровом пианино к игре на настоящем рояле. Аутентичное прикосновение и ощущение клавиш выходит за пределы существующих электронных клавиатур и реалистично воссоздает жёсткость клавиш, баланс между весом клавиши и молоточком, а также различный вес клавиш: тяжёлые в низких октавах и лёгкие на более высоких октавах. Всё это создает ощущение игры на настоящем рояле. Более того, тщательно изготовленная клавиатура позволяет вам использовать техники игры, доступные только на концертном рояле, такие как: непрерывное воспроизведение одной и той же ноты, создание плавного перехода от одного звука к другому без использования демпферной педали, быстрая игра на одной и той же клавише, создание безупречной отчётливости без неестественного обрезания звука.
YAMAHA серия Modus или Clavinova CVP
ЗАДЕРЖКА МОЛОТОЧКА
Теперь в цифровых пианино реализована возможность регулировки длительности задержки между нажатием на клавишу и ударом молоточка по струне (функция отключаема). Суть данного эффекта состоит в том, что в акустическом инструменте между нажатием на клавишу и рождением звука всегда есть пауза, обусловленная силой нажатия, регистром инструмента и временем, которое требуется молоточку, чтобы достичь струны. Было проведено много экспериментов для определения времени, которое проходит с момента нажатия на клавишу до возникновения звука. Благодаря этой функции исполнитель сможет выбрать один из четырех вариантов возможной задержки: быстрый, рояльный, медленный и замедленный.
CASIO Celviano AP-450BN
МОЛОТОЧКИ LINEAR GRADED HAMMERS
Впервые на цифровых фортепиано каждая клавиша имеет свой вес.У классических фортепиано струны в верхнем регистре короткие и тонкие, они постепенно становятся толще и длиннее в направлении басового регистра, а молоточки, которые бьют по струнам, имеют разный вес. Этот эффект впервые был воспроизведён на цифровых пианино именно благодаря молоточкам Linear Graded Hammers (технология Yamaha), где вес и, соответственно, жесткость нажатия и отпускания разных клавиш отличаются.
YAMAHA серии Clavinova CVP
ADVANCED WAVE MEMORY,ИЛИ AWM
Стерео-сэмплирование с использованием волнового запоминающего устройстваAWM (Advanced Wave Memory) ‒ это система сэмплирования, позволяющая добиться натурального звучания акустического инструмента с помощью цифровой технологии записи звука реального инструмента и применения цифрового фильтра к записанным аудиосэмплам. Технология стереосэмплирования AWM создает более объёмное, глубокое и богатое звучание с помощью пары волновых форм (Л и П), полученных в результате стереозаписи.
YAMAHA серия Modus
LOSSLESS - НИКАКИХ ЗВУКОВЫХ ПОТЕРЬ
Теперь все сэмплы (образцы звука) в новых инструментах записываются в память инструмента с помощью технологии «Lossless» (без потерь). Дело в том, что до сих пор для экономии места в памяти исходный сэмпл дополнительно сильно компрессировался методами цифрового сжатия. Это не лучшим образом отражалось на звуковом материале (все мы знаем, насколько беднее звучит музыка, к примеру, в формате mp3 по сравнению с wav). Новая технология (в данном случае от CASIO) позволяет сэмплировать звуковой материал с лёгкой компрессией данных, а затем полностью восстанавливать исходные сэмплы без потерь при воспроизведении, что, разумеется, благотворно сказывается на качестве звука.
ACOUSTIC OPTIMIZER, ИЛИ СИСТЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ЗВУЧАНИЯ
Система оптимизации звучания была создана для обогащения звука и управления резонансами с помощью метода коррекции направления звуковых волн. Система помещается непосредственно в инструменте. Комбинация системы оптимизации звучания и цифровых DSP-технологий даёт новым инструментам потрясающие возможности. Чтобы лучше разобраться, для чего же нужна система оптимизации звучания, предлагаем вам ознакомиться с рисунком.
YAMAHA серии Clavinova CVP, Modus
ТЕМБР
Каким же образом формируется «must have» набор тембров для пианиста-клавишника? Каким должен быть идеальный инструмент для выступлений, как он должен звучать? Какие тембры всегда должны быть под рукой? Давайте попробуем в этом разобраться.
(Рояль) Король симфонического и эстрадного оркестра, а также выдающийся по красоте звучания инструмент, который можно услышать в тысяче музыкальных хитов по всему миру – концертный рояль. Его использование в современной музыке обусловлено поистине королевским тембром и широким динамическим диапазоном. Ему подвластно море оттенков: от нежных, романтических, певучих интонаций до самых грозных и тревожных тонов. Популяризации инструмента в современной музыке способствуют такие исполнители, как Чик Кориа, Херби Хенкок, Элтон Джон, Алиша Киз и др. Считается, что тембры концертного рояля – обязательное условие для профессионального электронного сценического инструмента.
(Электропиано) Акустические инструменты, безусловно, прочно заняли свою нишу. Однако многие стили современной музыки невозможно представить без электромузыкальных инструментов. Знаменитое звучание инструментов RHODES и WURLITZER во многом предопределило узнаваемость популярной музыки 1960-х годов. Их тембры популярны по сей день и используются в широком спектре стилей, от джаза до хип-хопа и фанка. Инструменты имеют хорошо различимый узнаваемый звук и по своей природе являются электромеханическими. В них молоточки ударяют по закреплённой стороне камертонообразных вибраторов, которые усиливаются с помощью электромагнита. Одной из целей создания этих инструментов стала мобильность в сочетании с близким к фортепиано тембром. Известные пользователи: Pink Floyd, Рей Манзарек (The Doors), Jamiroquai, Рэй Чарльз и др.
(Клавинет) Специфический, немного рычащий, но в тоже время носовой призвук этого клавишного инструмента широко используется как в отечественной, так и в западной эстрадной музыке. Тембр инструмента, одновременно напоминающий электрогитару, бас-гитару и клавесин, пришёлся по душе музыкантам, играющим диско, регги и даже рок. Инструмент стал популярен во многом благодаря гениальному исполнителю и композитору Стиви Уандеру. В 1970-х годах он часто использовал клавинет в качестве аккомпанемента. Песня «Superstition» c характерным рифом на клавинете стала его визитной карточкой.
(Синтезатор) Необычные сольные саунды, а также мягкие, протяжные фактуры, хорошо знакомые по записям Pink Floyd, Queen, Michael Jackson, Quincy Jones, Madonna и многих других известных исполнителей поп-музыки – привилегия электронных инструментов. Со времён создания Робертом Мугом первых массовых синтезаторов до появления цифровых пионеров синтеза, таких как Synclavier, синтезаторы прошли огромный путь. Изобретение формата midi позволило объединять инструменты в единые системы, а цифровые эффекты дали возможность создавать всё более утончённые и интересные звучания. Такие известные клавишники и продюсеры, как Джон Рудесс, Жан-Мишель Жарр, Брайан Ино, а также группы Kraftwerk, Depeche Mode – узнаваемы благодаря своему электронному «саунду».
ПОНЕМНОГУ ОБО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
Описанные ниже функции входят в обязательный набор опций практически у всех современных разновидностей цифровых пианино, поэтому мы не будем указывать конкретные модели.
Арпеджиратор. Можно играть арпеджированными кластерами (заранее созданными заготовками в виде восходящих или нисходящих арпеджио), создавая необходимые дополнительные штрихи к общему звучанию, как в составе коллектива, так и в соло-выступлении. Эта функция может вас здорово выручить при создании аранжировок.
Блок эффектов для обработки звука. В первую очередь набор различных пространственных обработок (холл, дилэй), позволяющих воссоздать акустическое ощущение концертного зала, клуба или небольшого помещения. Выбор зависит от того, где вам больше захочется сегодня поиграть. При помощи этой функции вы можете, закрыв глаза, представить себя на сцене знаменитого миланского театра La Scala, лондонского стадиона Wembley или нью-йоркского Carnegie Hall – выбор пространственных эффектов велик и постоянно расширяется.
Авто-аккомпанемент. Набор заранее заготовленных аранжировочных блоков, над созданием которых потрудились профессиональные аранжировщики с большим опытом работы. Авто-аккомпанемент запускается, как правило, одной кнопкой, исполняется в заданном метрономом темпе и в желаемом стиле (диско, фанк, рок-н-ролл, босса-нова и т. п.). Вам остается только обозначить гармонию и спокойно наигрывать одной рукой основную тему, а второй – держать чашку кофе, прикуривать сигару или кормить рыбок.
Встроенная программа обучения. В различных моделях цифровых пианино эти программы организованы по-разному, но каждая из них так или иначе приносит огромную пользу. Они позволяют вам разучивать новые произведения, развивать искусство раздельного управления левой и правой рукой, запоминают ваши ошибки при исполнении известных произведений и затем помогают их исправить, развивают ритмику, гармоническое чутьё, эрудицию. Одним словом, нужная вещь.
Доступ к Интернету. Это замечательная возможность напрямую, без использования компьютера, подключиться к Интернету и загрузить любимую музыку, чтобы воспроизвести её на своём инструменте. Новый полезный онлайн-сервис IDC (Internet Direct Connection) для музыкантов всего мира. Включите инструмент и войдите во всемирную музыкальную сеть! Сервис IDC позволяет подключить инструмент напрямую к сети Интернет без компьютера, давая доступ к тысячам midi-композиций, которые вы можете загружать для воспроизведения на своем инструменте. Класс!
КАК ВЫБРАТЬ ЦИФРОВОЕ ПИАНИНО?
Давайте посмотрим, из чего складывается стоимость цифровых пианино и роялей. Вот четыре главных параметра:
Следует заметить, что производители порой вводят покупателя в заблуждение. Казалось бы, в пределах одного бренда модель, имеющая, скажем, четыреста тембров и функцию автоматического аккомпанемента, но не блещущая качеством клавиатуры, должна стоить примерно столько же, сколько стоит модель с хорошей клавиатурой, но всего с десятью тембрами при отсутствии автоаккомпанемента и прочих, не всем нужных наворотов. К сожалению, не все производители строят свои модельные линейки чётко по этому принципу. Лучше обращаться к производителям, продукция которых уже прошла проверку временем.
Как известно, не существует лучшего в мире цифрового пианино, но бывают разные потребности и разное восприятие ощущений при игре. При выборе цифрового пианино очень важно потрогать, поиграть, почувствовать инструмент, самостоятельно придя в музыкальный магазин, а не только руководствоваться советами и отзывами друзей и знакомых.
Особенное внимание, конечно, следует обратить на клавиатуру (кто-то любит клавиатуру полегче, кто-то – потяжелее, кому-то важно удобство игры, кому-то отделка слоновой костью). В любом случае, клавиатура ‒ основная часть инструмента. Именно её вы в первую очередь и покупаете.
Однако, быть может, вам не столько необходимо идеальное воспроизведение лёгкого туше (не слишком часто вы планируете его воспроизводить), сколь важно, чтобы инструмент, на радость соседям, обладал парой сотен различных тембров, от уругвайской флейты до японского барабана. В этом случае следует внимательно ознакомиться со списком всех опций, наличествующих у планируемой покупки. Важны ведь не только сами тембры, но и громкость встроенной акустической системы, возможности звуковой обработки записи с последующим воспроизведением и т. п.
Если вы концертирующий музыкант, то для вас немаловажное значение будут иметь габариты инструмента и его вес. Звук, безусловно, не менее важен, но после третьего концерта за день вы в полной мере ощутите удобства малогабаритного инструмента.
Если вы планируете создать свою домашнюю студию, обратите внимание на возможности соединения пианино с компьютером и внешними акустическими системами, наличие и удобство доступа к USB-выходам, возможности подключения к Всемирной сети и т. п.
Ну и наконец, если ваш выбор в основном основан на том, впишется ли пианино в ваш интерьер, то эту статью вам читать было совершенно необязательно.