История клавишных инструментов.

16-02-2015

Автор:

Александр Лучков - Музыкант, аранжировщик, композитор. Продюсер программы LearnMusic.

История клавишных инструментов.

Рассказывая о клавишных инструментах, следует в первую очередь обратить внимание на то, что инструменты эти не простые. Сложные инструменты, комплексные. Многочисленные родственные связи соединяют их практически со всеми известными классами музыкальных инструментов. Посудите сами:

  • внутри обычного фортепиано натянуты струны, следовательно можно говорить о родстве фортепиано и струнных инструментов (скрипки, виолончели, арфы и т. д.);
  • по струнам музыкант ударяет при помощи специального молоточкового механизма, что отсылает нас к другому классу инструментов - ударным;
  • самый большой из клавишных инструментов, орган, состоит из огромного числа труб - значит и духовые инструменты могут считаться родственниками пианино.

То есть клавишные инструменты в различных ситуациях, в зависимости от музыкальной задачи, могут вести себя и как струнные, и как духовые, и даже как ударные инструменты. Именно эта универсальность, вкупе с удобством игры, на протяжении многих столетий позволяют клавишным инструментам удерживать пальму первенства в качестве самого популярного орудия производства у композиторов.

Как же эти инструменты появились, откуда?

Заглянем в глубину веков. Самым-самым первым музыкальным инструментом считается так называемая Флейта Пана – она берёт своё происхождение от самого примитивнейшего оружия – плевательной трубки.

Так вот - эта самая Флейта Пана является прародителем такого инструмента как орган. И именно орган был первейшим клавишным инструментом! (он появился около 250 года до н.э. в Александрии Египетской).

С другой стороны, если плевательная трубка является «прадедом» пианино, то его «прабабушка» – это обыкновенный охотничий лук. Звук выстреливающей тетивы вдохновил первобытных охотников на создание первого струнно-щипкового инструмента – арфы.

Этот инструмент настолько древний, что подумать страшно - он был известен еще в доантичные времена; упоминался даже в библейской Книге Бытия. От арфы же после пошло множество ответвлений и, в конечном счёте, она повлияла на развитие всех музыкальных инструментов, в основе звучания которых заложены струны: лютня, гитара, скрипка, клавесин и, разумеется, наш главный герой – фортепиано.

Что же объединяет такие разные инструменты как пианино, клавесин, орган, клавикорд и т.д.?

Клавиатура - важный признак, характеризующий рассматриваемые нами инструменты. Она прошла за две тысячи лет своего существования ряд промежуточных форм и конструкций. Рассмотрим некоторые этапы ее развития и становления...

Клавиатура гидравлоса Ктезибия (это того самого, вышеупомянутого самого первого органа) была совершенно непохожа на современную. Она состояла из
нескольких расположенных в ряд и выходящих из корпуса инструмента брусочков-задвижек, являвшихся одновременно клапанами для доступа воздуха в трубы инструмента. От исполнителя для извлечения каждого звука требовалось два отдельных игровых движения: первое - для открытия клапана, второе - для его закрытия. Естественно, что такой способ игры был весьма неудобен; однако элементарно простая музыка того времени мирилась с этим недостатком.

Второй этап развития клавиатуры был ознаменован изобретением, автором которого являлся инженер и архитектор Марк Витрувий (I век до нашей эры). Витрувий придумал использование промежуточных угловых шарниров, превративших горизонтальные поступательные движения клавиш в вертикальные-нажимные и подъемные. Хотя в таком устройстве еще не было приспособления, возвращающего клавиши в исходное положение, оно было значительно удобнее первоначального. Этот тип клавиатуры использовался в органах более тысячи лет.
Следующим этапом было изобретение приспособления в форме грузов на задних плечах клавиш, или помещенных под ними пружин. Это устройство возвращало клавиши в первоначальное положение после того, как музыкант переставал на них нажимать. Оно было применено, по-видимому, только в XIII веке, то есть незадолго до возникновения первых струнных клавишных инструментов. (Следует заметить, что и по сей день поиск решений для возвратного механизма не прекращен - в дешевых вариантах китайских синтезаторов, к примеру, под клавиши тупо приклеивают поролон).

История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.

Сейчас вряд ли кому-нибудь покажутся знакомыми такие названия, как пирамидальное пианино, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа, жирафное пианино... а ведь это все прямые предки современного фортепиано. Эти инструменты использовали различные механизмы, позволяющие передать усилие от пальцев музыканта к струнам. Да и сама клавиатура по форме и размеру едва ли не у каждого инструмента была своя, уникальная. Поговаривают, что, в целях поднятия настроения у депрессивно настроенных особ королевских кровей, некие грубые люди использовали даже такой «музыкальный» инструмент как кошачье пианино. То есть к каждой клавише этого, с позволения сказать, инструмента был привязан отдельный хвост ни в чем не виноватого животного. А при игре на клавишах коты начинали издавали душераздирающие вопли, что невероятно веселило средневековых слушателей. Слава богу, теперь эта забава забыта, надеемся навсегда.

История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.
         
История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.

Привычная нашему глазу клавиатура (7 белых клавиш и 5 черных) появилась примерно в конце XIII века. Однако еще на протяжении нескольких столетий многочисленные талантливые (и не очень) музыканты изобретали свои разновидности клавиатур. Были и клавиатуры с четверть-тонами (дополнительными небольшими клавишами "внутри" основных) и клавиатуры с одинаковым количеством и белых и черных клавиш расположенных через одну (играть осмысленную музыку на таком инструменте крайне сложно, зато переходить из тональности в тональность - проще простого). Кроме того чуть ли не каждая значительная музыкальная школа использовала свой строй. То есть по-своему настраивала клавиши (выстраивала интервалы внутри октавы). Были распространены такие системы настройки, как, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса.

История клавишных инструментов.Конец этой вопиющей анархии положил Иоганн Себастьян Бах, издав в 1722 году свой знаменитый труд "Хорошо Темперированный Клавир" - цикл произведений, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения (в каждой минорной и мажорной тональности автором была сочинена прелюдия и фуга). Этим трудом знаменитый классик доказал, что самым удобным и правильным является 12-полутоновый равномерно-темперированный строй (используемый всем прогрессивным человечеством и поныне). То есть строй, в котором произведения во всех тональностях звучат одинаково хорошо и гармонично.

А незадолго до этого, в 1709 году родилось, наконец-то, всем нам знакомое фортепиано. Изобретателем его, как принято считать, был Бартоломео Кристофори (Bartolomeo Cristofori 1655-1732), итальянский производитель музыкальных инструментов.

Хотя он и считается изобретателем популярного ныне инструмента, но, по сути дела, он не изобрел его, а всего лишь переработал уже существовавший в то время клавесин. Кристофори потратил большую часть всего периода своей работы, создавая именно клавесины. (Основанный на 12 – нотной хроматической системе, инструмент впервые был замечен приблизительно в 1450 году и считается первым членом семьи клавесинов). Как известно, в этом инструменте каждая струна щиплется плектром. Самым основным недостатком клавесинов являлось то, что звукоизвлечение никак не регулировалась. Все ноты исполнитель мог извлекать только с одной и той же громкостью. В течении нескольких лет мастер работал над молоточковым механизмом ударения по струнам вместо плектрового. Но настоящий большой прорыв в работе Кристофори случился, когда он изобрел так называемый ‘механизм избавления’, который позволял молоткам отскакивать от струн и механизма, чтобы "перезагружать" систему между каждым ключевым нажатием клавиш. Хотя это может походить на незначительное изменение к базовой конструкции, результатом стало то, что инструмент приобрел способность играть с различной громкостью в зависимости от силы удара пальцем по клавише. Эта особенность нового инструмента и определила его название Fortepiano (что в переводе с итальянского означает "громкий и тихий"). Бартоломео продемонстрировал свой первый "клавесин с молоточками" в 1709 году во Флоренции на приёме гостей во дворце "Palazzo Pitti" герцога Фердинандо ди Медичи. Созданный им инструмент мастер назвал "Gravicembalo col piano e forte" ("Клавесин с тихим и громким звуком").

История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.

 С 1716 года Кристофори являлся хранителем коллекции клавесинов при дворе Медичи. На картинке мы можем видеть знаменитое фортепиано (рояль) мастера, изготовленное им в 1720 году. В дальнейшем инструменты Кристофори были усовершенствованы немецкими мастерами. В 1717 году первое немецкое фортепиано изготовил Кристоф Шрёдер (придворный клавесинист Саксонского Короля Фридриха Августа I) для дворца Цвингер в Дрездене. Другие первые немецкие мастера фортепиано - Зильберман, Штрейхер и Штейн. С мастером Штейном был знаком Моцарт, который признавал его фортепиано (рояли) лучшими в то время. А именем гениального изобретателя Bartolomeo Cristofori была названа фирма-производитель музыкальных инструментов, выпускающая свою продукцию с XVIII века, и неизменно радующая нас прекрасными работами своих мастеров.

Именно благодаря триумфальному изобретению Кристофори фортепиано обрело возможность управлять динамикой звукоизвлечения, вследствие чего снискало такую громадную популярность и как солирующий, и как аккомпанирующий, оркестровый инструмент.

Но самое интересное началось только потом. Уже более 300 лет знаменитое фортепиано продолжает развиваться и видоизменяться, радуя музыкантов и слушателей все новыми и новыми гранями своих возможностей.

Вернемся теперь в наше время, когда, как известно, космические корабли неустанно бороздят просторы и так далее...

Вот лишь небольшая подборка современных клавишных инструментов.

История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.
         
История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.
         
История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.   История клавишных инструментов.



Комментарии

Captcha


Похожие статьи

Подписка на новости:

Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю cогласие на обработку персональных данных.