12.06 наши розничные магазины работают по графику воскресенья. Будьте внимательны.
Автор статьи
СЕРГЕЙ ТЫНКУ
Маленькие ламповые усилители типа «голова» – это моя любимая тема для обзоров в последние пару лет. Поскольку раньше эта рыночная ниша пустовала, то сейчас новые продукты выходят чуть ли не каждый месяц. Производители стараются отметиться в данной категории чуть ли не все до одного.
И вот перед нами очередная голова – на этот раз дошли руки до Hughes&Kettner с невероятно красивым усилителем TubeMeister 18 Head. И вот я достаю из чехла это миниатюрное чудо с предвкушением чего-то «мясного» и надеждой на то, что этот легкий по весу аппаратец сумеет выдать настоящий «тяжеляк» – именно это и хочется получить впервую очередь.
А что тут поделаешь, если мы живем в стране «победившего дисторшенизма»? Единственное государство на планете, где гитары Ibanez продаются активнее, чем Fender. Ибо кому по большому счету нужны «сингловые» датчики в России? Стране, в которой люди до сих пор слушают (и играют) песни Megadeth, Slayer, Pantera, Sepultura и других динозавров, при упоминании коих брови зарубежных дельцов гитарного бизнеса взлетают вверх в немом вопросе «неужели у вас это еще по-пулярно?». Ну да, мы не такие, как все, и тут свои порядки.
У нас на Родине у Hughes &Kettner достаточно хорошая репутация. Хотя этот бренд никогда не состоял в числе «всеобщего стандарта», но однажды ему уже удавалось стать «чемпионом России по дисторшену». Много лет назад, когда рухнули границы и гитарное оборудование ведущих капиталистических стран наконец-то рекой потекло в наши проголодавшиеся магазины, перфекционисты от музыки отправились в свой первый большой крестовый поход в поисках идеального перегруза.
С большим отрывом тогда победил напольный ламповый преамп Hughes&Kettner Tubeman. По сути это была просто большая красивая примочка с тремя режимами. Одному только богу известно, насколько чистой была его «ламповость» по части перегруза, но в том, что это было лучшее на тот момент, сомнений нет. Для меня этот преамп был символом тех прошедших времен – на нем играли все. А теперь перед нами еще один прибор Hughes&Kettner с названием, начинающимся магическими буквами Tube.
Помню, в свое время, когда только появились первые «лампоголовые малыши», я был преисполнен невероятного энтузиазма и каждый раз кидался на очередной аппарат, словно засидевшаяся в девках бухгалтерша на очередного пришедшегов офис холостого сотрудника. Однако со временем пыл мой в отношении небольших усилителей угасал, и каждый раз в душе оставался неприятный осадочек. Мысль о том, что большие нормальные «головы» все-таки лучше, всплывала все чаще, поскольку какие бы ни были хорошие small-head, все они оказывались в том или ином роде ущербными –каждому не хватало какого-то одного, а то и больше элементов.
В итоге через какой-то период у меня в голове все устаканилось, и на место романтических порывов пришли совершенно четкие параметры (мои личные), по которым хотелось бы выбирать усилитель формата «маленькая ламповая голова». Посему, подобно хирургу, что берет в руки нужные скальпели, я, вооружившись требованиями (в количестве четырех штук), начал изучать TubeMeister.
ГРОМКОСТЬ
Как бы это ни было удивительно, но не все маленькие усилители являются тихими. Многие из них орут так, что дай боже. Поэтому если вы ищете что-то для дома (обычной по российским реалиям квартиры), момент громкости достаточно важен. Тот же, например, Marshall HazeMHZ15 в этом плане нельзя назвать совсем уж домашним. Громкость это самый простой параметр, он оценивается примерно секунд за 5, после которых сразу же становится понятным – подходит усилок для дома или не совсем.
Если говорить в этом плане об TubeMeister 18 – то у него есть «модный» по нашим временам переключатель мощности на три позиции: 1,5 и 18 ватт. Включите его в положение 1, и с громкостью у вас все будет нормально. И тихо можно будет и, если надо, то разбудить уснувших за столом хмельных гостей тоже получится без особых проблем.
Вообще, если посмотреть на новые модели усилителей (это касается всех производителей и всех форматов, в том числе комбики, большие головы и т.д.), то, как правило, на них всех устанавливают такого рода переключатели с уменьшением мощности. Мне кажется, это должно стать обязательным стандартом в наше время. Вы только представьте, сколько за последние полвека усилителей было забраковано для домашнего использования по причине излишней громкости.
После того как прошло аж 10 лет 21-го века, мне кажется, проблемы громкости в усилителе не должно существовать в принципе. Ибо такие явления - это примерно так же странно, как дом без компьютера, подключенного к Интернету. Громкость нужна только в случаях сцены и репетиционной базы. И если ваш усилитель не претендует на «олдовую трушность», в нем обязан быть переключатель мощности. В конце концов посмотрите на именную плекси-голову Yngwie Malmsteen – даже в этом «предании старины глубокой» проблемы громкости нет!
ЧИСТЫЙ ЗВУК
Этот пункт характеристик присутствует тут, скорее, ради традиций, нежели исходя из каких-либо практических соображений. Я, если честно, никогда не видел лампового усилителя, в котором был бы плохой чистый звук. То ли мне повезло на усилители, то ли я не очень внимательно их все слышал, но звук всегда был хорошим. Другое дело – он мог различаться по своему характеру –либо более звонкий и «кусачий», либо более мягкий и упругий. Хотя если вспомнить старые Marshall серии JCM900, то вот там действительно был «никакой» чистый звук – мутный до невозможности. Но это единственный случай такого рода и его можно оправдать тем, что JCM900 использовались в основном для разного рода «тяжелой» музыки, где потребность в чистом звуке весьма условна.
В TubeMeister с чистым звуком все в порядке. Он, конечно, не такой «стеклянный», как в том же Vox Night Train, но и «замыленным» его назвать никак нельзя. Это обычный хороший «на все сто» ламповый звук – я бы назвал его стандартным, или универсальным.
ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ ЗВУК
Это одна из самых сложных категорий в любом типе усилителя. Иногда кажется, что намного проще найти женщину на роль жены, нежели дисторшен на все времена. Большая часть гитаристов ищут свой перегруз всю жизнь, меняя примочки и усилители друг за другом. Если говорить о маленьких головах с ламповым драйвом, то там проблема стоит еще острее, чем где-либо. В частности, один из самых больших обломов у меня был с Mesa Boogie TransAtlantic. Казалось бы, сам бренд ассоциируется в головах тысяч гитаристов именно с хай-гейном. Но, увы, для игры металла TransAtlanic никак не подошел. Как, в общем, и Ibanez TSA15. Хотя, казалось бы, Ibanez – это шредерский бренд, и вдруг такой «немясной» парадоксальный вариант, когда RG и TSA15 – «дельфин и русалка», но не пара.
Конечно, можно взять одноканальный усилитель – типа Vox AC4. Но покупая ламповую голову, хочется полностью ламповое звучание, включая перегруз. Ведь на свете море «больших» голов, которые отлично справляются с этой задачей. Я не могу сказать, что гонюсь за каким-то совсем экстремальным перегрузом. Обычно мне хватает того, что на distortion можно высекать медиаторные флажолеты и играть с глушением правой рукой (palm muting), а все остальное, считаю, от лукавого. Тем более, тяжелее, чем риффы от Metallica, я вряд ли буду что-то играть.
Тест на distortion бы пройден тьюбмейстером на отлично. Все хорошо звучит и полностью покрывает спектр от классического рока типа Led Zeppelin до металюжных шумов имени Джеймса Хэтфилда. Надо сказать, что перегруз в этом аппарате устроен двухступенчатым образом: одной кнопкой вы переключаетесь на канал драйва, а второй, если вам вдруг показалось мало гейна, доводите его до полного кипения. Я обычно испытываю перегрузы на телекастере с синглами. В случае с тьюбмейстером поступил точно также. Так вот, даже на синглах можно было спокойно играть «тяжелятину».
Ну а когда я воткнулся с Les Paul и прибавил немного громкости (на «лампе» она еще и гейну дает), то «зло буквально поползло по стенам».
ПЕТЛЯ ЭФФЕКТОВ
Я отношусь к тому типу людей, что предпочитают практически всегда играть с эффектом delay. Более того, мне кажется, что большинство людей почти всегда использует либо delay либо reverb – попробуйте в наше время найти хоть одну запись без этих милых сердцу явлений. И вот тут как раз во весь рост встает проблема подключения. Если у вас ламповый усилитель, то ставить педаль или процессор в цепь перед входом в усилитель будет неправильным в принципе, поскольку любой ламповый усилитель (даже одноканальный) искажает, то есть перегружает (либо сильно, либо послабее).
В таком случае у нас получается, что delay/reverb стоит перед distortion, и в результате вместо звука своей мечты вы получаете кошмар. Поэтому я в принципе не особо хорошо представляю, как можно играть на усилителях без петли эффектов.
У меня был в свое время 15-ваттный Vox Night Train, и я продал его именно по той причине, что там не было петли эффектов. Звук был хорошим. Но я не мог подключить туда delay. Поэтому я терпел-терпел и, увы, с ним расстался. В 50-ваттной версии Night Train, кстати, есть петля. Но это уже другого типа усилитель – он совсем не маленький. С тех пор я зарекся покупать усилители без петли эффектов. Да и вам не советую. Слава богу, в TubeMeister есть соответствующие гнезда (send/return) для подключения внешних эффектов в цепь. Это существует, отлично работает и больше добавить к этому нечего.
ИТОГИ
По всем четырем критериям, что я предъявлял к усилителям, TubeMeister проявил себя хорошо. Более того – меня порадовала еще и другая «пара мелочей».
Например, возможность переключать каналы тьюбмейстера через «футсвич». В моем Night Train, как и во многих других маленьких усилителях, этой возможности не было предусмотрено. Это сущий пустяк, конечно, но каждый раз подбегать к усилку и убирать руку с гитары (для того чтобы «передернуть» каналы) – это в принципе может изрядно вам вымотать и без того расшатанные нервы. А если вы вдруг выступаете на сцене, то вам вообще придется туго с «ручным управлением». Другое дело – валяющаяся под ногами педаль переключения – комфорт и еще раз комфорт.
Очень порадовало то, что когда TubeMeister включен, он горит мягким голубым светом. Это удобно и в плане подсветки ручек управления, это приятно в плане посмотреть на лампы, мерцающие за прозрачным пластиком корпуса, это создает элемент романтики, когда у вас дома свет выключен и только усилитель да настольная лампа освещают весь этот полумрак. По-домашнему, знаете ли.
У TubeMeister вполне демократичная цена – в нашей стране он стоит тысячу долларов. Пытаясь найти хотя бы еще один усилитель типа «маленькая ламповая голова», который соответствовал бы моим вышеперечисленным запросам, я нашел только один. Это Mesa Boogie Mini Rectifier. Я его еще не слышал – только читал описание. Сомневаться в том, что это хороший усилитель, не приходится. Но вот стоит он в два раза дороже тьюбмейстера. И это не оставляет мне никакого выхода – как честный человек я теперь обязан жениться. Поэтому просто беру и покупаю TubeMeister 18 Head: поступить иначе я уже не могу в силу того, что я про него знаю. В моем случае это аппарат без недостатков.
Хотя нет. Есть один небольшой «косячок». Чехол от тьюбмейстера – он без ремня, только ручка. То есть это пятикилограммовое чудо не повесишь на плечо в процессе перемещения в пространстве. И это неудобно, когда таскаешь его в руке. Мне приходится класть свой усилитель в рюкзак. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо.
Оригинал статьи на сайте distortion.ru