статья Павла Живайкина
www.musicinform.narod.ru,
paulzhiv@mtu-net.ru
Существуют многовековые традиции и методики преподавания музыки для таких инструментов, как гитара, фортепиано, труба. Сейчас, когда по степени распространения в быту и профессиональной популярной музыке синтезатор выходит на лидирующие позиции, остро необходима и система обучения игры на этом музыкальном инструменте. Будет ли она основана, на фортепианной технологии или должна быть принципиально иной?
По внешнему виду синтезатор весьма похож на фортепиано, поэтому кажется естественным тот факт, что в настоящее время большинство учебных пособий и учебных программ для синтезатора основаны на фортепианной методике. А между тем различия между фортепиано и синтезатором гораздо более существенны, чем различия между фортепиано и орган или фортепиано и аккордеоном.
Рассуждения и выводы, высказанные в этой статье, носят не абстрактный характер, они основаны на многолетнем опыте работы в Московской джазовой студии и Студии современной музыки Творческого центра «Москворечье».
Подходят ли для синтезатора традиционные методики обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, чем же отличается синтезатор от других музыкальных инструментов.
1. Специальности «синтезатор» нет ни в средних, ни в высших музыкальных учебных заведениях.
И в ближайшее время не появится. Следовательно, учащийся, который хочет продолжить свое музыкальное образование, не может выбрать синтезатор как основной инструмент – необходимо обязательно учиться играть еще на чем-нибудь! А для того (другого) инструмента имеется своя обязательная и довольно насыщенная программа обучения. Разумеется, имеются и другие музыкальные инструменты, не представленные в музыкальных училищах и консерваториях (от банджо до губной гармошки), но они не распространены так массово, как синтезатор (а лет через десять квартира без синтезатора будет встречаться реже, чем квартира без гитары или пианино).
2. Синтезатор – многофункциональный инструмент.
Все музыкальные инструменты, существовавшие до нашего времени, – инструменты для исполнения музыки. А одна из важнейших функций синтезатора – воспроизведение записанной ранее музыки и создание новой. Такого инструмента в истории человечества еще не было. В этом его принципиальное отличие от любого другого музыкального инструмента, следовательно, и методика обучения должна принципиально отличаться.
3. Восприятие музыки, исполняемой на синтезаторе, гораздо больше, чем на других инструментах, зависит от модели и фирмы производителя.
Возьмем такой пример. Любой музыкант, скажем, флейтист или пианист, сыграл какую-нибудь пьесу на инструментах различных фирм. Сравним отличия в звучании – думаю, они будут заметны только профессионалам. А теперь исполним одну и ту же песню на синтезаторах от разных производителей. Разница будет заметна практически каждому, ведь даже стандартный вальс в автоаккомпанементе разных синтезаторов заложен по–разному.
Соответственно, разница между пианистом третьего и седьмого года обучения будет заметна, даже если они будут исполнять одну и ту же пьесу. А если они будут играть какую-нибудь песню на синтезаторе, эта разница объективно будет меньше. Ведь все партии автоаккомпанемента и у того, и у другого будут абсолютно одинаковыми.
4. Синтезатор как инструмент все время разный.
Инструменты разных фирм весьма отличаются друг от друга. Да и различные модели одной фирмы не похожи друг на друга. Кроме того, синтезатор как инструмент все время находится в стадии совершенствования и добавления новых возможностей.
Это должно учитываться в методике обучения. Поэтому нет смысла строить методику обучения и писать учебные пособия, ориентируясь на какую-то конкретную модель синтезатора. Во-первых, они будут неинтересны тем, у кого имеются другие модели. Во-вторых, они устаревают через три-четыре года. Необходимо научить учащегося пользоваться любым синтезатором любого производителя. И только в частности какой-то конкретной моделью.
Имеются и другие отличия, но даже эти примеры показывают, что методика обучения для синтезатора должна принципиально отличаться от традиционных подходов. Но неужели в ней не останется ничего от старого опыта?
Нет почему же! Клавиатура синтезатора во многом (а в недалеком будущем и во всем) совпадает с фортепианной клавиатурой. Это означает, что все исполнительские приемы: постановка рук, удары по клавишам, подкладывание пальцев и т.д. и т.п. – должны быть точно такими же, как и на рояле. И здесь важен и должен быть сохранен весь фортепианный педагогический опыт. Но он будет лишь составной частью учебной методики для синтезатора, важной, но не самой главной. Для фортепиано в этом ничего обидного нет, поскольку синтезатор (объективно!) совсем другой инструмент.
Синтезатор синтезатору рознь
А теперь уточню, о каких синтезаторах идет речь. Все синтезаторы можно разбить на два класса. Первый. Синтезаторы, основная цель которых создание новых ярких тембров и звуковых эффектов. Они обычно имеют небольшой набор функций и применяются только в профессиональной музыке (потому что всегда используются в сочетании с другими инструментами).
Второй. Синтезаторы многоцелевые (как теперь говорят, интерактивные). В обязательный набор их функций входят автоаккомпанемент, запись несложной аранжировки, воспроизведение стандартных музыкальных файлов, совместимость с другими синтезаторами и компьютером по стандарту General MIDI. Они предназначены как для профессионалов, так и для музыкантов-любителей.
Синтезаторы первого типа используются только профессиональными музыкантами (то есть свободно играющими на фортепиано). Кроме того, у некоторых синтезаторов этого типа порой нет ничего общего, кроме ручки «громкость». Все это приводит к тому, что не имеет смысла создавать для них какую-то особую школу преподавания.
А вот синтезаторы с автоаккомпанементом предназначены для огромной аудитории, потому что могут быть использованы и дома, и на любительской сцене, и в профессиональной среде.
Число желающих научиться играть на синтезаторе с автоаккомпанементом растет с каждым годом и, несомненно, скоро превысит общее число людей, жаждущих освоить другие музыкальные инструменты. Для них и нужна современная программа обучения, о которой идет речь в этой статье. Смысл эпитета «идеальная» в заголовке статьи заключается в том, чтобы большинство учащихся познакомились с этой программой и сказали: о, эта методика мне идеально подходит!
Кстати, превоначально цель синтезатора заключалась исключительно в создании необычного тембра. Однако в последние десятилетия он так сильно оброс дополнительными функциями, что пора задуматься о новом названии этого инструмента, которое бы более точно отражало его суть.
Интерактивный синтезатор, интеллектуальный синтезатор, автоаранжировщик – все эти названия все-таки однобоки. Неплохим было бы название «музыкальный центр», но оно уже занято. Отличное название «мьюзикмейкер» возможно когда-нибудь и войдет в обиход. Схожее «мьюзиккриэйтор» звучит тяжеловато, хотя и близко к реальности. Еще лучше было бы «музыкальный партнер», но оно очень громоздкое.
Можно пойти обратным путем – «интерактивный синтезатор» или «синтезатор с автоаккомпанементом» пусть называется просто синтезатор, а название синтезаторов первого типа пусть состоит из двух слов – «сценический синтезатор» или «студийный синтезатор».
Какая из этих идей возьмет верх, покажет время. Но вряд ли два совершенно разных по идеологии и функциям инструмента так и будут называться одним именем.
Кто и зачем?
Перед тем, как создавать методику, необходимо определиться, на кого она расчитана.
Кто же хочет научиться играть на синтезаторе и с какой целью?
С точки зрения методики обучения всех желающих можно разделить на две группы: тех, кто умеет или учится играть на другом инструменте, и тех, кому необходим только синтезатор.
Понятно, что первые получают (или уже получили) различные музыкальные знания как бы параллельно и независимо от того, что они будут учиться играть на синтезаторе.
Вторые должны получать все знания с азов (вроде того, что такое диез и что такое затакт).
Цели обучения бывают разные, от простой – играть дома любимые мелодии, до глобальной – сделать аранжировки и записать свои сочинения, чтобы прославиться на весь мир.
Здесь я заметил интересную деталь – цели и начальный уровень учащихся не имеют между собой зависимости. Иногда человек, который впервые открывает нотную тетрадь, ставит перед собой грандиозные задачи. С другой стороны, много людей, уже имеющих музыкальное образование, хотят просто уметь играть популярные песни и записывать несложные аранжировки.
На основании своего опыта я делаю вывод, что учебная программа по специальности «синтезатор» должна иметь два уровня. На первом решаются три основные задачи, о которых пойдет речь ниже. Он обязателен для всех. На втором уровне решаются следующие по сложности задачи.
Чему в первую очередь должен научиться учащийся?
1. Уверенное чтение с листа одноголосой мелодии с аккордами.
Как обычно выглядит популярная песня, напечатанная в нотах? Это мелодия, изложенная на одной строчке в скрипичном ключе, и над некоторыми тактами написаны буквенные обозначения аккордов.
Вы должны включить нужный темп, выбрать нужный стиль и подходящий тембр для правой руки, а затем уверенно, с минимальными ошибками сыграть ее с автоаккомпанементом. Если это незнакомая мелодия, к выбору темпа, стиля и тембра следует подойти творчески, то есть полагаясь на свой вкус и фантазию. Правой рукой играется мелодия, левой – соответствующие аккорды для автоаккомпанемента.
Разумеется речь идет не о какой-то сложной мелодии в бешенном темпе, а только о типе мелодий, которые встречаются наиболее часто.
2. Умение сыграть на память несколько известных мелодий в разных популярных стилях и жанрах, включая классику и народную музыку.
Нужно уметь сыграть, скажем, пять различных танго, пять романсов, пять рок-н-роллов, пять вальсов, пять мелодий в стиле диксиленд, пять русских народных песен, пять популярных тем из Баха, Чайковского и так далее. Речь здесь идет, естественно, не о точном воспроизведении того или иного сочинения, а об умении сыграть эту популярную мелодию с подходящим аккомпанементом. Число пять не является определяющим, пусть, например, диксилендов будет три, а рок-н-роллов – восемь.
Кроме того, необходимо уметь сыграть популярные мелодии, связанные с определенными событиями, новогодние песни, «К сожаленью, день рожденья…» и «Happy birthday to you», «Свадебный марш» Мендельсона, «Спят усталые игрушки» и так далее.
3. Умение непринужденно и уверенно играть выученный материал в присутствии посторонних и на незнакомой модели синтезатора.
Может показаться, что данный пункт вообще не относится к музыке. И по этому поводу можно было бы поспорить. Но я только приведу «для сведения» следующие аргументы.
Во-первых, хотя большинство учащихся и уверяют, что хотят научиться играть только для себя, потом они очень довольны, что все-таки научились свободно играть в присутствии посторонних.
Во-вторых, этому действительно можно научить. Конечно, у человека не изменится характер, но и стеснительный учащийся со временем легко подойдет к инструменту и что-нибудь сыграет. У него появляется уверенность, что то, что он будет играть, прозвучит хорошо.
В-третьих, есть ли какой-нибудь смысл в том, что человек что-то хорошее умеет, но никто об этом не знает?
Требования к синтезатору
Этот вопрос встает постоянно. Возможности разных моделей синтезатора схожи по назначению и функционированию, но имеют не только различный дизайн, но даже и терминологию. Тембр, которым играет синтезатор, унекоторых моделей так и называется тембр, у других – тон, у третьих – патч, у четвертых – голос, у пятых – пресет и так далее. Функция, которая определяет партии в автоаккомпанементе, у одних синтезаторах называется стиль, у других – ритм, у третьих – паттерн.
Интерфейс, то есть внешний вид и способы управления различными функциями и вовсе у каждого свой. Надеюсь, что этот кошмар когда-нибудь закончится. Вы представляете себе картину, чтобы одна автомобильная фирма называла руль – рулем, другая – колесом, третья – поворотомейкром и так далее?
Я уже давно заметил: какая бы ни появилась у синтезатора заманчивая и суперполезная функция, но если она имеет трудные в восприятии функции управления, люди ею не пользуются. В конце концов большинство покупают синтезатор, чтобы получать удовольствие, а не повышать свой интеллектуальный уровень!
Синтезатор может быть оснащен какими-нибудь впечетляющими, но малополезными «наворотами» типа светящихся клавиш, но толку от этого немного. Учащийся в процессе обучения должен проявлять активность, а не следовать пассивно за мигающими лампочками. Думаете, если какое-нибудь устройство будет помогать вам поднимать штангу, вы станете силачом?
Я убежден, в соревновании производителей домашних синтезаторов победит не тот, кто предложит больше возможностей, а тот, кто создаст наиболее удобный и приятный дизайн.
А пока требования к синтезатору следующие.
Обязательные требования:
Дополнительные требования:
В зависимости от возможностей конкретной модели синтезатора, используемого в учебном процессе, возможна корректировка программы обучения в сторону сокращения или расширения изучаемого материала.
Требования к репертуару
Как уже говорилось, для решения задач первого уровня необходимо иметь достаточный запас мелодий, записанных в одну строчку. Сверху должны быть проставлены аккорды в системе обозначений, принятой в популярной музыке.
При переходе ко второму уровню необходимо учитывать, занимается ли учащийся только по специальности «синтезатор» или он обучается и на другом инструменте.
В первом случае ему необходим доступный по сложности классический репертуар – для начала менуэты и подобные им пьесы Баха, Моцарта и других классиков.
При этом исполнение должно быть максимально приближено к традиционной манере или по крайней мере передавать ее дух, форму. Обработка классики в современных эстрадных стилях может иметь место, но не должна полностью заменять умение правильно исполнять ее в обычном виде.
Если учащийся занимается и на другом (классическом или народном) инструменте, изучение классического репертуара будет происходить обычным путем.
А теперь вернемся к первому уровню. Весь нотный материал, используемый в учебном процессе, можно разделить на три группы: академическая музыка, популярная музыка, народная музыка. Деление это связано не с жанровыми, гармоническими или другими особенностями музыки, а с тем, имеются ли у синтезатора подходящие стили, чтобы играть ее с автоаккомпанементом.
Популярную музыку можно интерпретировать двояко: так, как это было задумано в традиционном исполнении (для танго выбирать стиль «танго», для песни в стиле диско – выбирать «диско»). Однако можно известную мелодию интерпретировать по-новому: например, вальс аранжировать в стиле «баллада», а фокстрот – в стиле «регги». Важно только, чтобы такие эксперименты производились осознанно и звучали интересно, а не превращались в простое манипулирование кнопками.
Народная музыка отличается от классической тем, что она обычно не имеет постоянного записанного нотами аккомпанемента (и этим схожа с популярной музыкой). Но с другой стороны, почти для всякой мелодии из репертуара популярной музыки в арсенале синтезатора имеется подходящий стиль аккомпанемента (танго, фокстрот, диско, рэп, техно), а для народных мелодий набор стилей весьма ограничен (иногда кроме польки и вовсе ничего нет). Поэтому для большинства народных песен (в том числе и русских) подобрать подходящий стиль аккомпанемента бывает сложно.
Нотный материал, относящийся к академической музыке, следует адаптировать, чтобы его легче читать начинающим, чтобы он «входил» в диапазон, предназначенный на синтезаторе для правой руки, и так далее. Практика показала, что после того, как будет освоен «облегченный» вариант классического произведения, учащийся гораздо легче переходит к освоению оригинала.
Примеры музыкальных тем, рекомендуемых для обязательного разучивания
Как я уже говорил, за время обучения учащийся должен набрать «ассортиментный минимум» по каждому стилю или жанру. Приведу несколько примеров, из которых можно понять, по каким критериям выбираются изучаемые темы.
Разумеется, темы изучаются не в том порядке, как они здесь приведены. Он определяется, с одной стороны, сложностью мелодии и гармонической схемы. С другой стороны, лучше начинать с мелодий, которые хорошо известны учащемуся. По этому второму критерию идеально подходят песни из кинокомедий Леонида Гайдая – я не встретил еще ни одного человека, который бы их не слышал.
Чтобы не занимать много места, списки по всем пунктам в различной мере сокращены.
Зарубежная классическая и популярная музыка. Марш
Российская классическая и популярная музыка. Марш
Российская классическая и популярная музыка. Вальс
Зарубежная классическая и популярная музыка. Вальс
Европейская популярная музыка. Твист
Российская популярная музыка. Твист
Зарубежная популярная музыка. Фокстрот, чарльстон
Российская популярная музыка. Фокстрот, чарльстон
Зарубежная популярная музыка. Танго
Российская популярная музыка. Танго
Латино-американская популярная музыка. Босса-нова
Заключение
К задачам второго уровня программы обучения игры на синтезаторе – умение играть в ансамбле, записывать свое исполнение в секвенсор, сохранять аранжировку на дискете и многие другие – можно переходить после выполнения первого этапа, а можно начинать параллельно. Навык чтения с листа приходит со временем, объем разученных популярных тем тоже накапливается постепенно. Поэтому, не дожидаясь, пока эти задачи будут решены окончательно, можно начинать заниматься и по другим направлениям. Необходимо только не забывать о них и не бросать «наполовину законченными».
Эта статья посвящена исключительно программе обучения, поэтому вопросы методики – как заниматься, как оценивать результаты и так далее – были выведены за скобки. Фортепианная методика накапливалась столетиями, да и сейчас не стоит на месте – а у синтезаторной и вовсе все впереди!